Сильный Казахстан немыслим без сильной профессиональной армии. Недаром девиз боевого состязания в Вооруженных силах в текущем году – «Мәңгілік ел» тұғыры – Қуатты Армия!». В нем заложен глубокий духовный смысл, соответствующий велению времени новаторских преобразований в системе развития военной составляющей государства.
Патриотизм не является врожденным. Он закладывается в семье, в школе, на производстве, в армии, в обществе и призван воспитывать любовь к Родине, верность боевым и трудовым традициям народа, ответственность за укрепление обороноспособности страны.
В настоящее время особое внимание в военно-патриотическом воспитании молодежи уделяется системе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при высших учебных заведениях. Как подчеркнул Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РК – Глава государства Н.А.Назарбаев в Стратегии «Казахстан – 2050», «патриотизм, нормы морали нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от форм собственности».
Формирование у курсантов военной кафедры Кокшетауского университета им.А.Мырзахметова моральных, профессионально-боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения конституционного долга по защите Отечества, решаются в процессе занятий, во внеучебное время, совместно с другими кафедрами, факультетами, общественными организациями. На постоянной основе проводятся встречи студентов с ветеранами Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил, воинами-интернационалистами, экскурсии в воинские части и военные музеи, просмотры и обсуждения кинофильмов по военной тематике, читательские конференции по военно-исторической и военно-мемуарной литературе, соревнования по военно-прикладным и техническим видам спорта.
В целях повышения имиджа воинской службы стало традиционным проведение в стенах военной кафедры «Дня открытых дверей», круглых столов и конференций. Особое место занимает участие студентов военной кафедры в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта в программе Республиканского военно-патриотического сбора молодежи «Айбын».
Большую роль в плане военно-патриотической подготовки играет наглядность. Выпуск стенных газет, оформление стендов, плакатов, боевых листков и молний позволяет отражать повседневную напряженную деятельность кафедры; освещать актуальные вопросы обучения и воспитания студентов; предоставлять информацию о наиболее значимых событиях, имеющих отношение к военной службе.
Будущее невозможно без осмысления прошлого и настоящего, а патриотизм невозможен без изучения истории – его несомненного источника и вершителя. Сегодня подрастающему поколению есть на кого равняться. Это наши славные батыры, в разные периоды отечественной истории, показавшие достойные примеры храбрости и отваги. Это наши отцы и деды, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны, а затем восстанавливали народное хозяйство. Это воины-афганцы и участники локальных конфликтов, участники ликвидации Чернобыльской аварии, которые по примеру отцов-фронтовиков мужественно исполнили свой воинский долг и преданность воинской присяге.
Полуторавековая война казахского народа с джунгарами имела историческое значение. Победа над джунгарскими завоевателями подняла дух народа, а Анракайское сражение стало символом патриотизма, мужества и преданности казахского народа. В народе крепла уверенность, что казахи, объединившись не только способны изгнать врагов изсвоих земель, но и любить свою Родину и преданно служить народу.
Воинская доблесть высоко ценилась в народе, за личную храбрость в сражении и умелое руководство войсками присваивался титул батыра. Подвиги батыров прославляли степные певцы-импровизаторы. В борьбе с джунгарскими, а затем с маньчжуро-китайскими завоевателями выделилась целая плеяда отважных батыров, искусных полководцев: Богембай, Кабанбай, Малайсары, Райымбек, Жаныбек, Баян, Байгозы, Жатай, Уразымбет, Турсынбай.
В годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, свои имена вписали в историю И.Панфилов, Б.Момышулы, К.Кайсенов, Нуркен Абдиров, Сагадат Нурмагамбетов, Талгат Бегельдинов, Рахимжан Кошкарбаев, Сергей Луганский, Леонид Беда, Малик Габдуллин, Иван Павлов, Алия Молдагулова, Маншук Маметова.
Таким образом, процесс национального воспитания курсантов в контексте идеи «Мәңгілік Ел» является сложным и трудным педагогическим процессом. И наша главная задача – способствовать формированию национального самосознания, гражданственности и патриотизма курсантов, развития у них исторической и социальной памяти, ценностного отношения к национальной культуре, духовному наследию казахского народа, народа Казахстана в целом, становлению интеллектуальной и конкурентоспособной личности.
Аскар КАЖИМОВ, преподаватель военной кафедры
Кокшетауского университета им.А.Мырзахметова,
полковник запаса